Психосоматика. Ч15
Теория развития психосоматических феноменов. Понятия психологии телесности, психологического онтогенеза телесности.
В.В.Николаевой проанализировано понятие “телесности”, телесного бытия как важнейшей стороны процесса становления человека. Психосоматическое развитие включает в себя такой аспект социализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмов психической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержание этого процесса - освоение знаково-символьной формы регуляции, трансформирующей природно заданные потребности (есть, пить и т.д.), телесные функции, либо создающей новые психосоматические феномены (образ тела и др.). Характер психосоматического феномена - производное от психических новообразований, изменяется в соответствии с логикой развития. Николаева В.В. выделяет несколько этапов развития психосоматических феноменов (ПС-феноменов).
Первый этап. Содержание и структура телесных действий определяется развитием системы значений и смыслов. Одной из ранних форм существования значения и центральной для анализа психосоматического развития является та его форма, которая себя осуществляет на языке чувственной модальности - как начальное звено процесса формирования образа тела.
Второй этап связан с организующей ролью системы значений на уровне символического манипулирования в плане представлений. Главным посредником телесных действий становится вербализуемый образ тела, обретающий многообразие смысловых характеристик в контексте целостного “образа мира”. Можно предположить, что преобразование смысловой стороны ПС-феноменов определяется этапами развития смыслового, интенционального компонента деятельности ребенка (смена ведущей деятельности, возникновение психологических новообразований).
Так, фундаментом существования осмысленных ПС-феноменов является коммуникация с матерью. Мать раскрывает своим эмоциональным реагированием смысл и ценность каждого телесного явления. Этот этап совпадает с периодом симбиотической привязанности ребенка и матери, ограничивается во времени моментом возникновения у ребенка автономных, инструментальных телесных действий, манипуляций с собственным телом. С возрастом коммуникативный план телесности теряет свою актуальность, но не исчезает, а в ситуации болезни может резко актуализироваться, служить источником возникновения истерической конверсии.
© Ольга Малинина