Психосоматика. Ч22
Характеристика подросткового возраста.
§1 Подростковый кризис?
Проведенные за последние годы эмпирические исследования представили мало доказательств идеи кризиса в нормальном развитии подростка (36). Для среднего подростка (Douvan, Adelson, 1966) нехарактерны личностные кризисы, крах “Я”-концепции, тенденции к отказы от ранее приобретенных ценностей и привязанностей. Наоборот, они избегают конфликты. Им свойственно стремление к консолидации идентичности, характеризующееся сосредоточением на “Я”, отсутствием противоречивых установок, отказом от любых форм психического риска. Отрочество - период физических, психических, социальных и интеллектуальных изменений, но они не появляются одновременно. Стресс зависит не от изменений в образе “Я”, а от тех последствий, которые эти изменения влекут в психике личности. Существующие механизмы защиты и способы адаптации определяют способность к самопринятию и взрослению. Лонгитюдный анализ позволяет считать, что большинство подростков успешно решают различные задачи развития, являющиеся вехами отрочества. У каждого пятого подростка наблюдается то, что Д.Оффер (1975) называл беспорядочным взрослением, соответствующим состоянию, описываемому как подростковый кризис: эмоциональный стресс, аффективные реакции, крах “Я”.. Процент таких психологически неблагополучных подростков примерно такой же, как в других возрастных группах.
Тем не менее, подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания и последовательность появления этих признаков колеблются в значительных пределах. Переживание подростком ощущения отставания от своих сверстников ведет к снижению самооценки. Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего “Я”, что в свою очередь порождает множество личных проблем.
Таким образом, в подростковом возрасте могут впервые возникнуть или обостриться патологические реакции, связанные с развитием соматических (или психических) заболеваний, затруднениями процесса формирования личности.
© Ольга Малинина
При использовании данного материала гиперссылка на сайта и указание имени автора строго обязательны!
читать далее