Психосоматика. Ч23 Отрочество как период развития
М.Кле выделяет следующие зоны развития и задачи подросткового возраста:
1. Пубертатное развитие влечет за собой 2 задачи. Первая - необходимость реконструкции телесного образа “Я” и построение мужской или женской “родовой” идентичности; вторая - постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности.
2. Когнитивное развитие: развитие способности к абстрактному мышлению и расширение временной перспективы.
3. Преобразование социализации: освобождение от родительской опеки; постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества со сверстниками.
4. Становление идентичности. Формируется новая субъективная реальности, преобразующая представления индивида о себе и других. Это явление лежит в основе феномена подросткового самосознания и включает две задачи: осознание временной протяженности собственного “Я”, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее, и осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов.
5. Осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (выбор профессии, половой поляризации и др.).
Образ телесного “Я” , относительно постоянный между 8-11 годами, изменяется максимально в 14 лет, потом вновь стабилизируется (Simons, Rosenberg, 1975). Семейные конфликты и асоциальное поведение преобладают в 16 лет, проблематика идентичности завершает период отрочества (Blos, 1979).
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет.
© Ольга Малинина
При использовании данного материала гиперссылка на сайта и указание имени автора строго обязательны!