Skip to Content

Развитие мышления школьника

Основной задачей развивающего обучения является формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления. Это разные уровни мышления. Активное мышление может не быть самостоятельным. Самостоятельное — это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным и самостоятельным.

Для развития творческого мышления следует чаще ставить учащихся в проблемную ситуацию, в которой требовалось бы от них исследовательское понимание: надо так организовывать занятия, чтобы у школьников возникали не только проблемные вопросы, но и стремление их самостоятельно решать. Творческое мышление — основной компонент в построении исследовательского понимания, когда ученик сам открывает, сам находит неизвестный ему до этого путь к ответу, к разрешению проблемы.

С чего начинается подход к проблеме? С того, что в познавательном процессе у ученика возникает затруднение: он не может объяснить с помощью ранее усвоенных знаний новые, заинтересовавшие его факты и явления. Учащийся сам стремится открыть или усвоить новые сведения, новые способы действия, чтобы снять возникшее противоречие в понимании им данного явления. Пробудить познавательную потребность на уроке — значит создать проблемную ситуацию. Для того чтобы включить учащихся в процесс решения проблемы, необходимы еще четкое определение проблемы, ее формулировка и затем решение через выдвижение гипотез, их проверку и обоснование.

В проблемном обучении следует выделить три основных звена: постановку проблемы, ее формулировку и решение. Если учитель сам ставит проблему, сам ее формулирует и сам решает, то в лучшем случае он добивается от учащихся соотнесенного понимания. Если же учитель какие-то звенья передает учащимся, то он добивается частично-исследовательского понимания. В том случае, когда учащиеся сами осознают проблему, сами ее формулируют и решают, а учитель лишь организует и контролирует их деятельность, они овладевают исследовательским уровнем понимания данной проблемы.

Развитие не только творческого, но и самостоятельного мышления требует такого построения занятий, когда знания даются не в готовом виде, а в значительной степени добываются школьниками самостоятельно. Этому, естественно, помогает применение давно известного, но не везде и не всегда правильно и полно используемого метода передачи знаний путем подведения учащихся к самостоятельным выводам из известных фактов. Различные виды вопросов, противопоставления, сравнения, использование контрпримеров и контробразов, задач, над которыми нужно задуматься, но которые можно разрешить собственными силами,— все это побуждает, а затем и приучает школьников к самостоятельному анализу и к самостоятельным обобщениям проанализированных примеров.

Важным средством активизации мышления является система вопросов, используемая учителем во время объяснения. Даже вопрос учителя, обращенный к самому себе в ходе изложения нового материала, настораживает учащихся, усиливает работу их мысли. Еще большее значение для активизации мыслительной деятельности имеет включение в рассказ или объяснение учителя элементов беседы, обсуждения, т. е. постановка вопросов учащимся. Это и вопросы, которые мобилизуют у школьников уже имеющиеся знания и помогают, связать новый материал со старым, это и вопросы, с помощью которых вводятся в употребление новые, формируемые на уроке понятия или выявляется усвоение новых знаний. Но главное — это вопросы, требующие рассуждения, обсуждения фактов и их оценки, Приведем пример.

Урок литературы в VIII классе. Изучается комедия «Недоросль». Учитель заранее дал ученикам задание самостоятельно прочитать пьесу и подумать над следующими вопросами:
1. Почему произведение «Недоросль» автор назвал комедией?
2. Какой характер комизма положен в основу пьесы: юмор или сатира?
3. Каковы основные компоненты сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

Решение этих вопросов заставляет восьмиклассников еще до анализа на уроках задуматься над . идейно-художественной сущностью пьесы.

Урок проводится в форме школьной лекции, переходящей местами в аналитическую беседу. Учитель задает не только те вопросы, которые он предложил учащимся перед самостоятельным чтением, но и другие. Так, вопрос «Можно ли Стародума назвать резонером?» заставил учащихся вспомнить, что такое резонер и в какой мере это относится к образу Стародума. Отвечая на вопрос учителя «Почему образ Митрофана комичен?», учащиеся должны были объяснить, на чем основываются комические ситуации, и конкретизировать это на образе Митрофана. И т. д.
Приведенный пример показывает, что и при использовании на уроках обобщающих методов обучения можно добиться активной работы мысли учащихся.

Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, учитель не только активизирует мысль учащихся и приучает ее к самостоятельности, но и подготавливает необходимую психологическую основу для успешного решения творческих работ.

Голосов пока нет