Школьник как часть школы
Ученик как элемент учебно-воспитательной системы школы детерминируется этой системой прежде всего посредством примарной доминирующей ее цели — проекта всесторонне и гармонически развитой личности. Ученик затем непосредственно и конкретно детерминирован системой учебного материала, понятийной системой учебных предметов, стратегией обучения и учения, характером и формами взаимодействия и коммуникации, присущими жизнедеятельности школьного класса.
Детерминация ученика как элемента учебно-воспитательной системы характеризуется наличием многих уровней, многоплановостью. В этом процессе имеются разные аспекты, факторы, что связано с опасностью возникновения противоречий, конфликтов. Учебно-воспитательная система школы стремится к согласованию всех воздействующих факторов детерминации ученика как своего элемента.
Решение проблематики понимания ученика, таким образом, начинается с определения ведущей категории, являющейся ориентиром для всего дальнейшего подхода,— категории личностного развития. За этим следует определение второй ключевой категории, которой является определение ученика как элемента учебно-воспитательной системы. Это означает, что проблематика развития конкретизируется с точки зрения целей и средств учебно-воспитательного воздействия.
Однако ученик является не только детерминированным элементом системы. Ученик — это единственный и неповторимый индивид, обладающий определенными предпосылками и способностями, позволяющими ему в той или иной мере справиться с детерминирующим его учебно-воспитательным воздействием. Более того, он характеризуется определенным активным отношением к своей детерминации — соглашается с нею или отвергает, принимает ее всерьез или проблематизирует. Ученик должен быть включен как субъект в учебно-воспитательный процесс, привлечен к взаимной ответственности за этот процесс, к активному участию в нем.
К категориям личностного развития и детерминации ученика как элемента системы присоединяются, следовательно, другие категории — категория психических предпосылок и категория потенциальной личности.
Вопрос о предпосылках связан с диагностикой психического оснащения ученика, с характеристикой психических свойств, состояний, содержаний и процессов, представляющих, с одной стороны, лимиты для эффективности внешнего воздействия, а с другой — и то, что следует развивать в процессе обучения и учения, с чем обязательно нужно систематически и творчески работать.
Вопрос о потенциальной личности связан с раскрытием, поддержкой и развитием возможностей ученика (и ученического коллектива) целенаправленно, планомерно, ответственно и творчески участвовать в педагогической оптимизации путем собственных успехов в школьной работе. Школьные успехи при этом заключаются не в том, чтобы быть лучшим учеником, отличником, не ограничены показателем продуктивности, а выражаются в активном отношении как к собственным психическим резервам, так и к возможностям, которые предоставляет учебно-воспитательная система; школьные успехи — это выражение продуктивности личностного развития в конкретных условиях школы, класса.
Категория потенциальной личности позволяет подходить к ученику как индивиду таким образом, чтобы в условиях учебно-воспитательного процесса он предвосхитил свою личность (которой еще не является), свою субъективность (которой еще не достиг), чтобы в условиях педагогического руководства учебно-воспитательным процессом он дозревал к глубокой и интенсивной заинтересованности и реализации своей собственной личности и личностей своих соучеников.
Развитие личности протекает у всех учеников неодинаково. Педагогическая и психологическая наука и практика социалистической школы должны искать пути, как более эффективно использовать психические предпосылки, потенциальную личность каждого ученика, для того чтобы ученики достигли успехов в школьной работе (в вышеуказанном значении). Задача состоит в том, чтобы возникающие по разным причинам и тормозящие развитие ученика диспозиции переработать в диспозиции, активизирующие ребенка.
Это особенно касается детей, терпящих неудачи, страдающих от ощущения своего провала. В сущности, речь идет о более общей задаче: научить всех детей смотреть на себя и на своих соучеников с точки зрения возможностей преодоления самих себя, научить их работать изобретательно и творчески, используя собственные психические резервы.
В связи с тем, что понимание ученика является теорией, нацеленной на практику, необходимой для практики, нужно искать пути, как ее внедрить в подготовку будущих учителей, в проектирование учебно-воспитательных целей, в систему классификации, обсуждения и оценки ученика, в стратегию диагностики обучения и учения, в концепцию создания учебников, в организацию жизни школьного класса как коллективного, кооперативного организма, в работу психолого-педагогических консультаций, в стиль работы школы с родителями, в концепцию отношений между школой и более широкой общественной средой. Во всех этих областях вопрос понимания ученика актуален.