Skip to Content

Школы МВА: типичные заблуждения

Эрик Джексон, обозреватель Forbes, рассказывает о подводных камнях, ожидающих выпускников бизнес-школ.

Я окончил бизнес-школу около 10 лет назад, но до сих пор вспоминаю те славные времена, вечеринки и приятелей. Еще вспоминаются долгие часы, проведенные с однокурсниками в библиотеке в работе над командными проектами, и чувство самоудовлетворения во время выпускного.

Однако 10 лет спустя я понимаю, что бизнес-школа не додала мне многое из того, что могло бы мне пригодиться для успешной карьеры и жизни. Вот 10 самых больших заблуждения, которых стоит опасаться, учась в бизнес-школах.

1. Вы будете богаты. Из моего опыта (и из общения со знакомыми) можно установить, что успеха после окончания бизнес-школы приходится ждать в среднем в два-три раза дольше, чем вы могли бы подумать. Поэтому не стоит торопиться с масштабными студенческими займами, и кредитными картами, ожидая, что после окончания вы станете рок-звездой.

2. Вы умнее, чем люди, не получившие MBA. Вы достаточно умны для поступления в бизнес-школу. Но это не означает, что вы умнее всех тех, кто не получал MBA. Оставайтесь скромными.

3. Для всего всегда найдется верный ответ. Студенты MBA обычно имеют аналитический склад ума и нацелены на результат. Они полагают, что всегда есть «лучший» ответ. Но его нет. Лучшее – враг хорошего. Приходится принимать решения исходя из той информации, что доступна. Жизнь и бизнес сегодня не оставляют места для однозначных ответов.

4. Если вы зашли так далеко (до бизнес-школы), то вам суждено преуспеть. В моей бизнес-школе к нам постоянно приходили невероятно талантливые бизнесмены, которые рассказывали о своих компаниях и карьере. Они всегда хвалили нас за школу, которую мы выбрали, и говорили, что мы уже поймали удачу за хвост. Это все заставляло нас считать себя непобедимыми – успех был неминуем сразу же, как только мы начнем свой карьерный путь. При этом я знаю несколько коллег по бизнес-школе, которые потерпели серьезное фиаско, остались на прежнем уровне, развелись, заполучили жестокую депрессию, и т.д. Бизнес-школы – это хорошая возможность для обучения, но для достижения успеха вам все равно придется бороться. Ничего не дается просто так.

5. Вы знаете как сделать лучше первые несколько компаний, в которых вы будете работать после выпуска. Вам, наверное, уже доводилось работать в компаниях, где сотрудники со стажем в 20 лет с удивлением рассказывали вам о новом крутом парне, только что окончившем MBA, который только присоединился к команде, но уже диктует всем, как им нужно работать. Для него все просто и ясно, но для других его поведение - глубокое оскорбление, ведь их многолетний опыт работы в компании недооценивается. Все крутые парни с MBA должны держать рот на замке первые три месяца на новой работе и не должны пытаться все «исправить».

6. Модель DCF всегда подскажет вам, чего стоит эта компания. Студенты MBA обожают модель дисконтирования денежных потоков. Они думают, что за ней кроется верный ответ о стоимости компании. Стоит лишь расписать все в Excel или на доске, показать боссу и переключиться на другую задачу. После бизнес-школы вам никогда не понадобится DCF, конечно, если только вы не будете работать аналитиком на sell-side. Но даже аналитики доверяют эту работу своим помощникам. Да и все те, кто читают ваши отчеты, в любом случае не будут разбираться в модели.

7. Дополнительные курсы (лидерство, управление людьми) – наименее важны. Я помню разговоры с профессорами кафедры менеджмента, которые вели у нас курсы по лидерству и управлению людьми. Они всегда были недовольны, что студенты MBA практически не обращали внимания на эти предметы. Тогда как студенты Executive MBA (обычно 40-50 лет) всегда утверждали, что эти предметы – самые важные из тех, что преподаются в бизнес-школах. После окончания MBA начинаешь понимать, что идеальное решение или стратегия ничего не значат, если вам не удастся увлечь идеей окружающих вас людей и убедить их помочь вам добиться результата вместе. Для этого вам нужно будет их мотивироваться, слушать, общаться, и поддерживать в случае необходимости.

8. После окончания бизнес-школы вы будете более хорошим бизнесменом и более креативным человеком, чем были до этого. По моему опыту, чем дольше вы пребываете в бизнес-школе, тем менее креативным становитесь. Вас учат тому, как стать более хорошим предпринимателем, дают много навыков и инструментов, но тому, как основать компанию, вас не научат. Вам просто нужно начать.

9. Ваши сокурсники будут давать много советов и раскрывать секреты, которые помогут вам преуспеть в будущей карьере. По моему опыту, большинство студентов MBA – серости. Они и сами не знают, что будут делать после завершения обучения. Поэтому они делают то, что говорят им их коллеги (и, может, только поэтому они и поступили в бизнес-школу). 10 лет назад все в моей школы хотели работать в интернет-компаниях. Ничего не вышло, и многие студенты позднее превратились в инвестиционных банкиров и консультантов. Ваши сокурсники не знают, что вы хотите от этой жизни. Вам нужно научиться слушать свой собственный разум.

10. Студенты MBA из школ «Лиги плюща» будут более успешными. Репутация университетов «Лиги плюща», без сомнения, станет большим плюсом для вашего резюме. Однако нужно понимать, что если вы получаете MBA в одной из этих школ, то, скорее всего, вы в 10 раз более подвержены девяти заблуждениям, изложенным выше. Не позволяйте себе стать очередным Джефом Скиллингом, умным парнем, закончившим MBA Гарварда, который, поработав в McKinsey, перебрался в Enron и спустил компанию под откос. У него было золотое резюме, но куда оно его привело?

Если относиться к MBA как к превосходной возможности поучиться, то велики шансы того, что вы многому научитесь. Оставайтесь реалистами, но не прекращайте стремиться к большему.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (1 голос)