Skip to Content

Синдром неудачника

Синдром неудачника как общая, тормозящая развитие диспозиция (предпосылка).

Сущностью синдрома неудачника является определенный комплекс переживаний и отношений как результат предшествующего опыта индивида, связанного с неудачами в определенных типах деятельности или вообще в жизни. Этот опыт закрепился (зафиксировался) в его личности как особенность, или черта, и затем стал представлять собою внутренний психический фактор, обусловливающий будущее поведение и переживания индивида в подобных ситуациях.

Возникновение специфического комплекса переживаний и отношений, формирующего сущность синдрома неудачника, происходит из-за определенного преобладания стиля учебной и воспитательной работы с детьми, из-за реакции окружающих на действия ребенка и их результаты.

Если окружающие подчеркивают в первую очередь его ошибки, неудачи, недостатки при сравнении с действиями и результатами других детей, то тем самым они, в сущности, «приучают» ребенка связывать с деятельностью (или даже с простым представлением о требуемой деятельности) определенные состояния, настроения, отношения, которые будут отрицательно влиять на саму эту деятельность. Хотя эти состояния развиваются на неречевом, эмоциональном уровне, тем не менее мы можем для уточнения наших собственных представлений «перевести» их на определенные формулировки, суждения, которые как бы прозвучат в мысли ребенка.

«Я уже совершенно не сомневаюсь, что в заданных ситуациях я неспособный, глупый, худший из всех моих соучеников. В школе я смогу только казаться смешным или вызывать сострадание, если мне никак не удастся выкрутиться, скрыть, воспользоваться случаем, если мне не посчастливится. У учителя я скорее всего могу вызвать только разочарование, злобу, трудно скрываемое нежелание заниматься моей персоной, потому что это всегда ни к чему не приводит. Если бы не было школы, то я бы от всего этого был избавлен, не мучился сам и не мучил бы других».

Голосов пока нет