Skip to Content

Система "учитель-ученик"

Учение определено как процесс, приближающий к повышению своей эффективности. То, что учебная деятельность школьника протекает в зависимости от процессов и стратегии обучения, от упорядочения и рекомендации учебного материала, от оценочной и контрольной деятельности учителей и т. п., означает, что она подвергнута воздействию системы внешних регуляторов учения. А эти регуляторы должны быть в самом процессе учения переработаны в факторы внутренней саморегуляции учебного процесса.

Следовательно, внутренние регуляторы бывают в известной мере продуктом предшествующего обучения и учения, в который они затем в свою очередь включаются как факторы повышения его продуктивности. Этот процесс еще слишком часто протекает произвольно, но все более настоятельно требует, чтобы сама учебная деятельность ученика подвергалась систематическому анализу учителя.

К этому постепенно направляется и сам школьник с целью достижения как оптимального взаимодействия его внешних и внутренних регуляторов, так и их внутренней перестройки путем освоения дальнейших регуляторов. В этом направлении следует проявлять повышенные усилия, чтобы решить исключительно настоятельную задачу школы — вооружить школьника не только знаниями, но, прежде всего, умением учиться, позволяющим в течение всей жизни идти в ногу с развитием наук, с растущим богатством знаний во всех областях теории и практики, с усиливающимися требованиями к обновлению и повышению квалификации в ходе дальнейшей жизни и т. п.;
наконец, речь идет об учении, которое должно воздействовать на развитие самих диспозиций, т. е. на развитие тех внутренних детерминант, которые ранее выступали как его лимиты (и вообще лимиты личности).

Роль межличностных отношений в развитии личности учебно-воспитательная система интенсифицирует в двух направлениях: формирует специфическое отношение учитель — ученики, в котором актуализируется формирующее воздействие учебного материала; упрочивает и коммуникативно реализует знаково-понятийную систему; реализует руководство учебной деятельностью и ее изменение в саморегуляцию, т. е. в руководство своим усилием самого ученика.

В отношениях учителя с учениками особенно выразительным способом осуществляется роль взрослого как образца, фактора постоянной помощи, поддерживающего высокий уровень мотивации в труд: ной психической деятельности, фактора формирования ближайшей зоны дальнейшего развития ребенка во всем ее мотивационном ориентирующем воздействии и т. п.

Наконец, в отношении учитель—ученики учит учащихся ориентироваться в процессах оценки, обсуждения, критического анализа и т. п., что им тоже создает базу для формирования способности к самооценке, самосуждению, самокритическому анализу, к конструктивному самопознанию и самопониманию; формирует отношения «соученичества» в их замкнутой, специфически образованной социальной форме, какой является школьный класс.

Класс является кооперативным сообществом, специфическим коллективом. Это означает, что в нем выдвигается вперед общая социально важная и индивидуально наполненная смыслом цель, и реализуется принцип усиления развития индивида развитием остальных, и, наоборот, индивид своими действиями способствует развивающему воздействию класса как целого. Этим же достигается специфическое коллективистское содержание целого ряда других обычных социально-психологических механизмов, таких, как социальное соответствие, соревнование, сотрудничество и т. п.

Совет: сегодня крайне популярны сервисы скидок. Отличный купон на скидку QUIKSILVER можно получить на этих сайтах.

Голосов пока нет