Skip to Content

Сотрудник Сколково об образовании в 2045 году

Юрий Чихалов, выпускник НИЯУ МИФИ, генеральный директор и сооснователь компании-резидента ИЦ «Сколково» «Тьюторион», размышляет об обществе будущего

Будущее уже наступило, и мы однозначно можем сказать, что наступила эпоха экономики знаний. Об этом свидетельствуют события последних лет: создание искусственного интеллекта, включение в ООН первой виртуальной кибер-державы, практически полное избавление от необходимости в физическом труде. Все это обязывает нас решать задачи, все более сложные и интеллектуальные. Давайте посмотрим, как будет выглядеть жизнь человека, родившегося в XXI веке с точки зрения образования. Человек только родился, а его родители уже провели ДНК-тестирование, направленное на выявление его склонностей, способностей и талантов. Это тестирование позволяет построить образовательную программу на годы вперед.

«Люди будущего не прекращают учиться на протяжении всей жизни, они не заканчивают университеты в принципе»
Предположим, у нашего героя обнаружились навыки в решении задач дивергентного типа, различные свойства, свидетельствующие о гибкости его мышления, а также потенциальная склонность к биотехнологии, дизайну и каллиграфии. Для человека с момента рождения важны первые информационные потоки, ведь то, что он видит в первые дни своей жизни, является фундаментом для его дальнейших интересов. К трем годам он умеет читать, к пяти — знает основы юриспуденции и финансирования. Он совсем не вундеркинд, это обычный ребенок. К семи годам он должен сдать экзамены, чтобы поступить в школу. Такие экзамены очень похожи на викторину. Школ будет много, и все они будут специализироватся на различных областях, так что школу можно будет выбирать не по географическому принципу, а с точки зрения того, что лучше для развития способностей ребенка. Это станет возможным, потому что коллективные занятия и коммуникация между сверстниками будет происходить за счет эффекта присутствия — в виртуальном пространстве.

Текущую школьную программу они будут изучать несколько лет, а остальное время будут развивать свои социальные и профессиональные навыки с персональными тьюторами —реально и виртуально. После прохождения всех уровней школы героя ждет сдача экзаменов, которые будут скорее похожи на «Минуту славы». Он и его коллеги, набравшие наибольшее количество лайков, получают предложения от корпоративных университетов, чтобы там учиться и работать. Университетов в нашем обычном понимании больше нет, их место занимают реальные и виртуальные университеты, основанные мировыми корпорациями. Это удобно и эффективно.

К 18 годам наш герой получает в свое пользование собственную лабораторию, к 25 — он вместе с коллегами основывает мета-корпорацию, которая в свою очередь сама инвестирует в научные проекты. Ему и его коллективу приходится очень много учиться. Когда приходит время, он поступает на курсы обучения работе со специальными программами и роботами, воспитывающими детей. К 40 годам его ждет стандартный отпуск за счет компании, во время которого он путешествует, углубляется в свою профессиональную сферу и изучает различные духовные практики. Люди будущего не прекращают учиться на протяжении всей жизни, они не заканчивают университеты в принципе, и помимо медицинской карты у них есть еще и образовательная. А это ведет к определенным последствиям, люди подсаживаются на обучение, и даже в зрелом возрасте продолжают учиться.

Голосов пока нет