Skip to Content

Стадии развития личности ученика

Индивид становится личностью, благодаря тому, что он является субъектом, т.е. не только продуктом отношений, но и сознательно приступает также к формированию самих отношений. И преобразуя отношения, живя в них, он сам также развивается как личность.

Если школьник только потенциальная личность, то он и субъект только потенциально. Эта его потенциальность проявляется в определенных формах его деятельности, представляющих собою начальные ранние стадии субъектности.

Первая стадия — это то, что мы могли бы назвать субъективацией учебного материала и учебных целей, т.е. их обработкой, изменением и включением в опыт и саморегуляционные факторы индивида. Эта начальная стадия представлена преимущественно только осваивающими учение процессами. Эта первая начальная ступень также некачественна в том случае, когда речь идет только о репродуктивных психических процессах.

Вторая стадия - изменение определенных форм воспитательного и образовательного воздействия в своего рода инструмент формирования отношения к самому себе. Это означает, что школьник занимается своим собственным воспитанием и своим собственным образованием, в сущности, так, что внутренне воспроизводит предшествующее социальное отношение к нему учителя (и других лиц), далее их дооформляет и преобразует в самовоспитывающую деятельность. Эта предварительная стадия легко скатывается на опасный уровень самоотчуждающих автоманипуляций.

Третья стадия заключается в том, что школьник с помощью учителя участвует и в создании учебно-воспитательных ситуаций, помогающих планировать, организовывать, направлять, контролировать и оценивать свою социальную, кооперативную заинтересованность.

Эту стадию учитель может сделать более выразительной путем организации воспитания и образования, воздействуя на отдельных учеников не только прямо, но и посредством воспитательно поддерживаемой, однако относительно более или менее автономной саморегуляции коллективного организма школьного класса. Только эта предварительная стадия дает ученику возможность действительно почувствовать самого себя и своего соученика как субъекта. И в этом направлении также необходимо создать планы социальной кооперации учителей и школьников и взаимно школьников между собой.

Педагогическая и психологическая поддержка ученика как потенциального субъекта обязательно требует объяснения некоторых психолого-педагогических зависимостей. Важное место в них, например, занимает самопонимание ученика. В специальной литературе мы чаще всего встречаемся с подчеркиванием направленности внимания ученика на его собственные внутренние процессы учения и на процессы, которые были предопределены прежде всего внешними учебно-воспитательными влияниями.

Голосов пока нет