Типы неуспевающих учеников
В качестве основы для деления неуспевающих школьников на типы Н. И. Мурачковский взял различное сочетание двух компонентов структуры организованности ученика: уровень умственного развития (те особенности мыслительной деятельности, которые связаны с обучаемостью) и отношение к учебе. Но не следует забывать, что третий компонент (особенности самоорганизации школьника в умственной деятельности), в частности отсутствие необходимых навыков и умений самоорганизации или отсутствие привычки к организованному труду, может также весьма существенно отражаться на успеваемости.
В любом конкретном случае стойкой неуспеваемости необходимо изучить весь комплекс отрицательных явлений, вызывающих отставание школьника, установить, что связано с внутренними условиями (зависит от самого ученика), а что с внешними условиями обучения, включая сюда и особенности быта учащегося. Поэтому дифференцированный подход к различным типам неуспевающих не исключает индивидуальной работы с ними, а напротив, обязывает к всестороннему изучению и учету психологических особенностей каждого такого ученика.
Дифференцированный подход в обучении — это не только различение учащихся по характерным чертам их обучаемости или типам неуспеваемости. Это и различение школьников по направленности их познавательных интересов, склонностей и способностей. Для этих же целей могут быть организованы школы и классы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов, различных видов труда, искусства и спорта.