Skip to Content

Топ-10 ошибок человеческого мозга

Человеческий мозг замечательная вещь. Каждый раз, когда вы открываете ваши глаза, ваш мозг бомбардируют раздражители. Вы сознательно думаете о чем-то одном, но ваш мозг производит тысячи других идей. К сожалению, наши знания не являются совершенными, и есть некоторые ошибки, которые мы обычно делаем. Это случается со всеми - независимо от возраста, пола, образования, интеллекта и других факторов. Некоторые из этих ошибок известны, а другие нет - но все они очень интересные.

№ 10: ошибка игрока

Игроки склонны думать, будущий исход игры как-то связан с прошлым. Но некоторые вероятности, такие как бросание монеты (орел или решка) всегда одинаковы. Вполне вероятно, что монета упадет решкой (50%), как и в предыдущие 10 раз, когда она упала решкой. Думать, что вероятность изменилась - распространенная ошибка, что особенно опасно при игре в азартные игры. Например, если вы играете в рулетку - и четыре раза выпал черный. Большинство людей будут ставить на красное. Хотя вероятность красного до сих пор такая же - 47.37%. Это может показаться очевидным, но многие игроки потеряли все, считая, что вероятность изменилась.

№9: Реакционная

Люди ведут себя иначе, когда они знают, что за ними следят. В 20-х годов прошлого века провели эксперимент, чтобы убедиться, что яркий свет влияет на производительность работников. Результаты были невероятными. Увеличение света непосредственно влияло на производительность. К сожалению, когда наблюдение за рабочими закончилось, уровень производительности вернулся к прежнему. Это объясняется тем, что скачок происходил не за счет света, а за счет самого наблюдения за трудом. Когда люди знают, что на них смотрят, они мотивированы, чтобы изменить свое поведение. Это является серьезной проблемой в различных исследованиях с людьми, и они находятся в зоне "слепых" экспериментов. ("Слепой" в данном случае означает, что участники этого эксперимента скрывают информацию о том, что именно является целью эксперимента для того, чтобы не она не влияла на результат).

№8: Парейдолия

Парейдолия - явление, при котором случайные изображения или звуки считаются важными и значительными, имеющими какой-то иной смысл. Например - когда вы видите облако в форме динозавра. Стимул является нейтральным, но приобретает особый смысл в восприятии зрителя или слушателя.

Возможно, самый известный вид парейдолии - тест Роршаха. Результаты тесты анализируются, чтобы понять скрытые мысли и мотивацию человека.

№7: неизбежность самопророчеств

Например, если вы считаете, что вы будете плохо учиться в вузе, вы можете перестать делать над собой усилие и действительно начать учиться намного хуже, как вы и думали. Другой распространенный случай - любовные отношения. Если вы считаете, что ваши отношения с вашим другом развалятся, вы начинаете вести себя по-другому. В результате отношения меняются и разрушаются... Это очень мощный инструмент в руках психоаналитиков - они дают вам новые представления о самом себе и заставляют вас увидеть новую реальность, когда вы уверены, что что-то изменится или произойдет.

№ 6: Эффект ореола

Эффект ореола - тенденция видеть хорошие или плохие черты характера кого-то, если этот человек заранее был представлен как "хороший" или "плохой". К примеру, вы считаете, что все риелторы - мошенники. При попытке снять квартиру, вы будете провоцировать своими негативными ожиданиями риелтора на определенное поведение, которое со временем вам мало понравится.

№5 : стадное чувство

Стадный менталитет - тенденция принимать мнения и следовать действиям большинства людей, чтобы чувствовать себя более безопасно и избежать потенциального конфликта. Вот откуда берется мода.

№ 4: реактивность

Реактивность - это необходимость делать противоположное тому, что кто-то пытается заставить вас сделать. Ваш мозг считает это ограничением свободы выбора. Это происходит чаще всего у подростков, но может быть и в другом возрасте. Вы можете использовать это, чтобы влиять на людей. Скажите своим друзьям (успеха составляет почти 100%), чтобы они непременно сделали то, что противоположно, тому что вы хотите. Они будут бунтовать и делать то, что вы хотели на самом деле.

№3: гиперболическое дисконтирование

Люди предпочитают получать деньги понемногу, малыми порциями и за более длительный период. Т.е. если им нужно выбрать между получением, к примеру, 100 т.р. 1 раз в полгода (в конце) и по 16,6 тыс.руб раз в месяц в течение 6 месяцев, они выберут последний вариант.

№ 2: Эскалация обязательств

Это тенденция поддерживать инициативы, которые не увенчались успехом в прошлом. Например, вы решили начать свой бизнес с половиной своих сбережений. После шести месяцев стало ясно, что бизнес не удастся. Целесообразно, ограничить ущерб и бросить бизнес. Но потеряв половину своих сбережений, большинство людей считают себя обязанными вкладывать еще больше денег в проект, надеясь, что они вернут все, что потеряли.

№1: Плацебо эффект

Плацебо эффект возникает, когда неэффективные вещества, которые, считаются эффективными, на самом деле производят эффект. Эксперименты подтвердили, что, когда людям дают таблетки сахара, и говорят, что это обезболивающее, их состояние улучшается. Этот эффект все еще остается загадкой. Эксперты полагают, что он производит "эффект ожидания". Люди думают, что таблетки помогут им почувствовать, а затем реально чувствуют себя лучше.

Интересно, что имеется также ноцебо эффект - ожидание отрицательного результата. Например, ожидается, что эффективные таблетки не помогут. И это происходит.

Голосов пока нет