Skip to Content

Цель урока

Учитель, по той или иной причине игнорирующий принципы развивающего обучения, не может правильно определить перспективу своей работы и вычленить из нее задачу каждого конкретного урока. Такой учитель приходит на урок нередко с единственной целью добиться от учащихся усвоения ими определенных программных вопросов. Отсутствие дальней мотивации, бесперспективность в работе учителя неблагоприятно сказываются на учащихся. Такая работа приносит больше вреда, чем пользы.

На уроке русского языка в V классе выяснилось, что ученик Ф. не выучил заданный текст, насыщенный орфограммами. Рассердившись, учитель далеко не в педагогических выражениях охарактеризовал поступок Ф. перед классом и велел всем делать самостоятельную письменную работу, а Ф. учить злополучный текст. Через 15 минут мальчик ответил выученное, объяснил, как и почему пишется каждое слово.

Казалось бы, все хорошо: задача урока выполнена, учитель добился того, что все ученики, в том числе и Ф., усвоили правописание орфограмм. Но какой ценой? Раздражение учителя расстроило учащихся, и они выполнили письменную работу без всякого интереса. А ученик Ф., хотя и выучил правила о правописании нескольких-корней, при этом возненавидел и эти корни, и учителя, и его предмет.

Поэтому правильнее говорить не о «сверхзадаче», а о совершенно обязательной психологической целенаправленности уроков, без которой учитель из воспитателя и кузнеца душ превращается только в урокодателя, а сами уроки теряют свой изначальный смысл и превращаются в «часы занятий» учащихся.

Психологическая целенаправленность уроков предполагает перспективный план последовательно разрешаемых психологических задач, направленных на разностороннее формирование личности. В числе этих задач — овладение учащимися определенной суммой знаний и навыков, воспитание у них познавательных потребностей и развитие устойчивых познавательных интересов, стимулирование мыслительной активности и самостоятельного поиска информации, вооружение их рациональными способами умственной работы и навыками самоорганизации, формирование высоких моральных чувств и убеждений, эстетических вкусов и многое другое.
Невозможно на каком-либо одном уроке поставить и тем более разрешить весь этот комплекс психологических задач, но важно, чтобы каждый урок, как и всякая другая преднамеренная встреча учителя с учащимися, имел дальний психологический прицел.

Образовательная и воспитательная задачи урока, логика и методика его проведения должны быть подчинены общей психологической цели — формированию полноценной структуры личности школьника в соответствии с принципами развивающего обучения.

Учитель, готовясь к каждому конкретному уроку, определяет, исходя из особенностей класса, специфики своего предмета и изучаемой темы, какую психологическую цель он может преследовать, на какую сторону психики учащихся он должен воздействовать более всего. Психологические цели отдельных уроков в процессе дальнейшего изучения предмета синтезируются во все более и более сложные комплексы психологических задач, в итоге определяя собой конечную цель воспитывающего обучения, которую ставит себе учитель, проектируя развитие своих учеников. Учитель, намечая психологическую цель урока, должен держать в своем сознании и то, чего он уже добился, и то, чего ему следует добиваться в ближайшее и более отдаленное время, и то, с чем он должен прийти к финишу своей учебно-воспитательной работы с данными учащимися.

Голосов пока нет