Skip to Content

Учебная эффективность

Каждый педагог имеет определенное представление о ребенке как ученике, которое обусловливает подход к нему и ориентацию учителя на те или иные стороны проявлений ученика и его продуктивности, вызывает у учителя склонность определенным образом интерпретировать поступки ученика, влияет также на средства и цели учебно-воспитательного воздействия, а следовательно, и на результаты учебно-воспитательной работы.

Представление об ученике по его результатам является одним из факторов учебно-воспитательной эффективности, поэтому можно выдвинуть тезис, что влияние на представление об ученике — это один из возможных путей улучшения воспитания и образования в школе.

Представления об ученике — это тема общая (такое представление имеет каждый педагог), практическая (представление обусловливает деятельность) и актуальная (представление может стать фактором эффективности). Если представление выступает как фактор регуляции педагогического воздействия, то из него вытекают важные последствия для ребенка. Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы педагоги имели полное представление о своих учениках.

Понимание ученика — это, в сущности, теория. Оно базируется на научно обоснованном, систематическом, целостном, общезначимом, но при этом и индивидуально применяемом подходе, опирающемся на научные категории, исследование, упорядочение и критическую оценку результатов практики. Понимание ученика направлено на то, чтобы благодаря теории практика избавилась от случайностей и импровизаций, ведущих к побочным и нежелательным производным, проблематизирующим достигнутые результаты, чтобы практика стала стратегически концептированной, творческой и изобретательной, фундированной, компетентной, правильно решающей «главное звено» задачи.

Индивид, овладевая культурой, присваивая ее, выходит за рамки индивидуального, чисто личного и становится человеком, развитым культурой, историей, человечеством и родовым опытом.

Однако, для того чтобы овладеть культурой и развиваться ею (развиваться возможностями, потенциями истории), необходимо иметь в распоряжении определенные инструменты, позволяющие перевести культуру как внешнее явление во внутренний опыт; воспринять ее с другими людьми как нечто общее для людей вообще и одновременно как нечто личное, связанное со своей индивидуальной жизнью. Таким инструментом является знаково-инструментальная система — язык, речь.

Овладение культурой и развитие посредством нее предполагает деятельность, активность самого разивающегося индивида.

Для личностного развития характерно, что оно по своей сущности является не только лишь неким принятием культуры, освоением ее в смысле психического потребления, не только своего рода культурным «питанием», а прежде всего то, что оно носит продуктивный характер. Индивид, еще будучи ребенком, учеником, развивается в личность посредством культуры постольку, поскольку он ее осваивает, и одновременно поскольку он посредством культурных форм своей деятельности создает тот мир культуры для себя и для других, который учится понимать.

Таким образом, личностное развитие — это нечто всеобъемлющее, охватывающее всю полноту жизненных отношений индивида. Учебно-воспитательная система — это система введения ребенка-ученика в культуру, слишком сложную для его биопсихосоциальной конституции. Учебно-воспитательная система, говоря упрощенно, устанавливает специфическое отношение ребенка-ученика и культуры, такое отношение, чтобы культура и не миновала ребенка, но и не завалила несоразмерностью и необозримостью своего объема и интенсивности. Учебно-воспитательная система реализует посредством культуры развитие ученика в личность благодаря тому, что она трансформирует специфическим образом культуру и детерминирует специфическим образом ученика как свой элемент.

Голосов пока нет