Skip to Content

Ученик как потенциальная личность

Тема школьной успеваемости — в своем более глубоком плане — это тема развития личности.

Школьная успеваемость в свободном воспроизведении — ответы школьника на его примарную детерминированность проектом всестороннего и гармонического развития личности; на его вторичную детерминированность проектом социализирующей репродукции общества, но опять-таки она наиболее эффективно реализована в личности; на его детерминированность актуализацией, конкретизацией факторов развития, но эти факторы прежде всего являются факторами развития личности; на его опосредствованность программой педагогической оптимизации, но и в ней тоже ключевое звено — целевое направление школы — развитая личность.

Таким образом, можно подытожить, что носителем, или интегрирующим фактором, психических предпосылок индивида для его школьной успеваемости является, или в конечном счете должна быть, его внутренняя предпосылка стать личностью.

Все, пусть самым наилучшим образом организованные, внешние предпосылки только в том случае эффективны, если в самом индивиде существует предпосылка стать личностью, если он — потенциальная личность.

Основная черта подхода к ученику школы — однозначный упор на категорию личности. Есть термин потенциальная личность. Возникает задача определить оба этих термина.

Личность — человек богатый, универсальный, всесторонне и гармонически развитый, человек, который является субъектом, т. е. участвует в формировании мира (культуры, общества), в котором и посредством которого в свою очередь развивается сам.

Однако личность как исторический тип в полном смысле слова — это не одно и то же, что личность индивида, конкретная индивидуальная личность. Отношение между ними можно выразить таким образом, что личность как общественно-исторический тип — это историческая возможность и необходимость реализации человека в данной эпохе. Но эта реализация никогда не может произойти иначе, чем в конкретной индивидуальной личности, в личности индивида, отличающегося единичной и неповторимой физической конституцией, индивидуальной историей жизни (биографией), единичными предпосылками, отношениями, национальными обстоятельствами. Можно подытожить, что личность индивида— это индивидуальная единичная форма биопсихосоциальной реализации общественно-исторического личностного типа.

Личность — это индивид в системе отношений, отличающийся особенностями, регулирующими его деятельность, благодаря которой он владеет упомянутой системой отношений так, чтобы ее далее развивать и тем самым развивать и самого себя и квалифицировать себя как субъекта. Личностью человек становится только как субъект и только тогда, когда в свою очередь сумеет как субъект себя квалифицировать. В этой связи вспоминается высказывание В. В. Давыдова, что личность «является относительно поздним продуктом онтогенеза, возникает уже лишь к концу дозревания и иногда еще позднее, и не каждый развивается в личность». А смерть личности, как также пишет Давыдов, возможна задолго до конца жизни человеческого организма. Интересную мысль высказывает Э. В. Ильенков — настоящая личность проявляется в способности делать то, чем она действительно и органически захвачена как своим посланием, лучше, чем другие. Таким образом, она своими действиями определяет коллективную норму, сверхиндивидуальный обязывающий масштаб. Личность, следовательно, по Ильенкову, своим трудом становится в ряд творцов всеобщей культуры.

Личность, таким образом, является и в этом отношении почти чем-то исключительным. Не быть личностью - это недостаток, незавершенная реализация и самореализация человека. Это определенный срыв самого человека, который не вычерпал предоставляемых возможностей, не искал их творчески. Размах и глубина возможностей стать личностью для каждого — это один из ключевых критериев зрелости общества.

Далее, категория субъектности (т. е. определение личности тем, что она является субъектом, что квалифицирует себя как субъекта) подчеркивает деятельность, конкретно, деятельность, преобразующую мир, отношения, условия жизни и одновременно оказывающую на самого индивида саморазвивающее воздействие - деятельность продуктивную. Подобная деятельность, однако, не может быть слепой, она должна основываться на сознательности. Субъективность и сознательность, таким образом, составляют две стороны одного и того же явления. Дополним, следовательно, взгляд на личность индивида еще освещением важной категории сознательности.

Голосов пока нет