Skip to Content

Воспитание в школе

Становление ученика как субъекта явно не произойдет, если взаимно дезинтегрированы (отчуждены) учебно-воспитательное значение предложенных заданий и их смысл для личности ученика и ее развития таким образом, как сам ученик ее ощущает и понимает. Этот случай бывает у учащихся с плохо развитыми мотивами, низким уровнем высших потребностей и интересов, с ограниченными представлениями в области культуры и т.п.;

если имеющиеся трудности с решением задачи ощущаются как несоизмеримые и идущие вразрез с положением и творческими возможностями данного ученика. Этот случай происходит у учащихся, испытывающих страх ошибиться, сомневающихся в своих возможностях, привыкших к неудачам и т. п.;

если решение задачи вырвано из определенных кооперативных взаимозависимостей и становится делом узколичным, без соотношения с интересами и потребностями окружающих людей, с которыми школьник взаимосвязан, и т. д. Этот случай происходит у учеников, изолированных в классе, эгоистически ориентированных и т.п.

Положение ученика как потенциального субъекта может быть, без сомнения, одним из определяющих признаков социалистической школы. Много факторов, коренящихся в самой сущности школы, создают основные условия для этого. Однако мы не имеем права забывать, что подход к ученику как потенциальной личности не может ограничиваться только рамками школы.

Голосов пока нет